Война миров
«Будьте осторожны: бактерии тоже изучают вас с другой стороны микроскопа!» - это шутливое предупреждение можно встретить на стенах многих микробиологических лабораторий. Но большинство рядовых жителей XXI века давно забыли о страшных эпидемиях, которые в средневековье без всяких войн выкашивали до половины населения Европы. Человечество в этом плане нынче настроено слишком благодушно: антибиотики, суперсовременные лекарственные препараты, профилактические прививки должны, по его мнению, уничтожить любую эпидемию в зародыше. Но так ли это?
Хочу напомнить недавние события, связанные с эпидемией птичьего гриппа. Сейчас непосвященному человеку трудно оценить подлинный масштаб этого бедствия, поскольку наши СМИ раздули тогда эту истерию до безобразия. Мы видели по телевизору азиатские города: людей в респираторах, больных, выгружаемых на носилках из самолетов, и слушали рассуждения досужих журналистов о том, сколько миллионов жизней унесет эта эпидемия. Даже в России стали обсуждать возможность массового отстрела перелетных птиц.
В более озабоченной своим здоровьем Европе дело доходило до курьеза, а точнее, психоза: стоило кому-нибудь в очереди на регистрацию в аэропорту чихнуть или высморкаться, как люди, стоявшие рядом, тут же отказывались от полета. В мясных отделах наших южных городов продавцы с тоской смотрели на куриные тушки, которые никто не покупал, владельцы птицеферм уныло подсчитывали убытки, и даже в официально безопасном Петербурге во многих ларьках в рамках рекламной акции вдвое снижались цены на курицу-гриль.
Но вот прошел год - и в СМИ пол¬ная тишина, вроде никогда и не было этой страшилки. А убытки от нее подсчитывают до сих пор.
Невольно возникает вопрос: так ли велика в наше время опасность подобных эпидемий или, наоборот, это как раз тот случай, когда пренебрежение опасностью смерти подобно?
В связи с этим хочу напомнить тем, кто не читал, финальную сцену из фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»: кровожадные пришельцы, к тому же вооруженные лазерным оружием, против которых оказалась бессильной вся военная мощь человечества, в одночасье вымерли от самого обыкновенного гриппа. Но в названии романа заключен и более глубокий смысл: многие биологи полагают, что вирусы представляют совершенно чуждую форму жизни, принесенную метеоритами из космоса еще миллиарды лет назад. Так что все это время на Земле происходит непрерывная война миров. Заодно стоит напомнить еще один факт из школьных учебников: если некоторым бактериям дать возможность беспрерывно размножаться, снабжая их пищей, то через несколько дней вся поверхность Земли покроется метровым слоем живой протоплазмы. А пищей для многих бактерий являемся мы с вами.
Во время Первой мировой войны этот наш уэллсовский союзник нанес удар в спину всему человечеству: эпидемия «испанки» в 1918-1920 годах унесла, по некоторым оценкам, свыше 20 миллионов человек - больше, чем на всех фронтах вместе взятых. И теперь в наше время некоторые исследователи задают осторожный вопрос: а может, это был вовсе не грипп? Ведь даже современные врачи целую группу различных заболеваний обозначают одной и той же аббревиатурой - ОРВЙ.
В середине 1950-х в США был опубликован жутковатый рассказ писателя Марка Эверетта «Враг неизвестен». Поскольку это был его единственный рассказ, существует мнение, что под псевдонимом скрывался один из известных писателей-фантастов. За давностью лет имена главных героев забылись, но это и неважно.
Речь в рассказе идет о молодом метеорологе по имени Олаф, который был спутником знаменитого Амундсена во время экспедиции к Южному полюсу в 1910-1912 гг. Когда Амундсен устанавливал на полюсе норвежский флаг, понадобилось выдолбить для него во льду глубокую лунку. Осколки льда Олаф собрал в бутылочку из-под спирта и привез домой. Лед, естественно, растаял, но молодой человек любил показывать ее друзьям.
Прошло несколько лет, и Олаф, чье здоровье было подорвано во время этой экспедиции, переехал из Норвегии в Испанию. Там встретил студентку Долорес, на которой собрался жениться. Однажды в его отсутствие Долорес решила навести порядок в холостяцком жилище жениха и в книжном шкафу обнаружила какой-то пыльный пузырек с дурно пахнувшей жидкостью. Надпись на пузырьке, сделанную по-норвежски, она не поняла. Девушка брезгливо вылила содержимое в раковину, а пузырек выкинула. Затем отправилась к друзьям на студенческую вечеринку по случаю своей помолвки.
Далее автор подробно описывает, что произошло с Долорес и ее друзьями, которые после вечеринки отправились по домам. Финал рассказа короток и жуток: благодаря неизвестному штамму вируса, вырвавшегося наружу из антарктического ледника, погибло свыше 20 миллионов человек. Симптомы, описанные в рассказе, напоминают симптомы «испанки».
Я тогда воспринял эту историю как научно-фантастическую. Но вот однажды, в конце 70-х годов, мне пришлось работать в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), который тогда располагался на Фонтанке по соседству со студенческой Публичкой. Однажды, войдя в подвал, я обнаружил там столпотворение: какие-то люди затаскивали внутрь ледяные цилиндры и складывали их в холодильную камеру бассейна.
Кое-кто из любопытных попробовал этот лед лизнуть. Как мне объяснили, вернулось экспедиционное судно из Антарктиды, а это ледяные керны, полученные при глубоком бурении толщи льда над одним из подледных озер.
Прочитанный рассказ мгновенно возник в памяти, и я попытался тут же выяснить, проводилось ли микробиологическое исследование этого льда? Никто толком не знал, но вроде бы проводилось еще на станции. И поскольку это мероприятие сорвало запланированный эксперимент, я с неприятным чувством ретировался. Насколько мне известно, никаких ЧП в связи с этим опасным, на мой взгляд, грузом в ААНИИ не произошло. Скажем так: тогда обошлось. Но многие специалисты уже высказывают гипотезы о том, что в ледниках Антарктиды могут быть законсервированы опасные для человечества вирусы и микроорганизмы.
Одним из первых тревогу забил итальянский биолог Джованни Дамиани, директор Итальянского природоохранного общества. Он утверждает, что в недрах ледников ктаится катастрофа глобального масштаба. Вместе с тающими ледниками и айсбергами в океан будут попадать находившиеся ранее в замороженном состоянии неизвестные и крайне опасные вирусы и микробы. Как на иллюстрацию этого утверждения он ссылается, в частности, на то, что в чистейшей воде высокогорных озер Тибета обнаружен неизвестный науке вирус, по-видимому, из тающего ледника.
Во всяком случае, предупреждения биологов были услышаны, и пока бурение многокилометрового слоя льда над одним из теплых антарктических озер приостановлено буквально в сотне метров от его поверхности. И хотя другие биологи жаждут увидеть эти, в буквальном смысле, ископаемые микроорганизмы, которые наверняка «пасутся» в относительно теплой воде антарктического озера на протяжении десятков тысяч лет, вскрывать эту микробиологическую «консервную банку» планируется с большой осторожностью. А может, не стоит и вскрывать? Увы, тогда это за человека сделает сама природа в эпоху глобального потепления. А вот стоит ли в связи с подобной опасностью буксировать в тропические страны отколовшиеся антарктические айсберги - это еще вопрос.
Олег ЕФРЕМОВ