Экзистенциализм для бедных
«Последняя философия» говорила о реальности всего ощущаемого. Мало того, она объединила в гибрид субъективную и объективную реальности, утверждая, что Вселенная соткана из воздействий друг на друга своих собственных составляющих. Нет ничего, что было бы только объектом, и нет ничего, что было бы только субъектом. Деревья, небо, люди, птицы, кислород – все это есть составляющие реальности, реальные в собственных проявлениях, в своей объективности, которую воспринимают окружающие субъекты. Они и сами себе служат субъектами и объектами, воспринимая некую часть себя как часть сущего.
Иллюзии
Здесь стоит привести пример. Возьмем три различных составляющих реальности: человека; воду и камни.
1. Вода воздействует на человека некоторым рядом факторов – влажностью, температурой, визуальным фактором, шумовым. Вода может пугать человека, страдающего гидрофобией или вызывать восторг у человека, мучимого жаждой. Это и есть вода для данного конкретного существа – все ее проявления, существом ощущаемые. Однако скептицизм не без оснований говорит о ложности любых представлений человека (или лишь об относительной их истинности) об окружающем объективном мире. Пять чувств человека вовсе не открывают путь к созерцанию объекта, они самостоятельно формируют объект под воздействием определенных внешних факторов. Зрение видит отраженный свет, а не предмет, его отражающий. Образ предмета формируется в хрусталике глаза.
Слух воспринимает не звуки, а колебания воздуха – звуковые волны, обычное искривление пространства. В звук, который мы слышим, их превращает так называемая «улитка», расположенная немного глубже вестибулярного аппарата.
Осязание, вкус, обоняние – тоже результат действия нервных окончаний и чувствительных рецепторов, которые посылают разуму соответственные сигналы. Скептицизм обнаруживает некую шаблонность восприятия человеком мира, основанную на создаваемых человеком ощущениях, которые являются лишь ответной проекцией внешних воздействий и никоим образом не обнаруживают истинность этих воздействий. Мы смотрим на мир сквозь призму своего тела и сознания, до неузнаваемости искажающую объективную реальность.
Исходя из этого, вода, ощущаемая человеком не является реальной, а есть лишь плод его собственных иллюзий, возникающих под действием неизвестной ему настоящей воды.
Если основываться на мнении, что человек искажает своими чувствами истинные воздействия, то можно предположить, что сами по себе эти истинные воздействия существуют независимо от человека, они пребывают в бытие на границе призмы восприятия, а, проникая в нее, испытывают преломление. То есть, воздействия реальны до момента их ощущения. Здесь следует отметить, что иллюзорность обычно приписывается лишь сознанию, воспринимающему объекты. В иллюзии пребывает мыслящая составляющая живой природы, в то время как природа, не наделенная сознанием, либо просто мертвая иллюзий не испытывает.
2. Вода воздействует на прибрежные камни как внешний раздражитель. Ввиду отсутствия у камней нервов, сознания, они не воспринимают воду ни визуально, ни акустически, не ощущают ни ее влажность, ни температуру так, как все эти параметры ощущает человек. Вода для камня некое внешнее воздействие, со временем меняющее его структуру (порода либо размягчается, либо твердеет). Прибавим к этому еще ряд неких факторов, которыми вода влияет на камень, и мы получаем символичное ощущение объективной реальности мертвой природой. Если мертвая природа и впрямь не испытывает никаких иллюзий относительно объективной реальности, то камни на дне озера обязаны видеть воду именно такой, какой она является на самом деле. Однако это утверждение абсурдно, блеклое представление любым мертвым камнем окружающей его воды никогда не совпадет с представлением о воде мертвой трухлявой доски, лежащей на дне неподалеку.
Информация
Это не доказывает реальности ощущений человека, однако доказывает неполноту восприятия объективности отдельными представителями мертвой природы. Они сама по себе является неким носителями информации об объективности, но информации, искаженной собственными свойствами носителя.
Таким же носителем информации является и пространство, предоставляющее человеку истинные воздействия, обреченные на преломление его мироощущением. Преподнося отраженный от материи свет, любая окружающая среда (кислород, вода, гелий) искажает информацию собой. Захватывая свет, она уже преломляет его. А захват происходит единовременно с самим излучением.
Тоже происходит и со звуковыми волнами – их амплитуда, частота и прочие параметры зависят от той мертвой среды, в которой они распространены. На любительский философский вопрос «А издает ли звук падающее дерево в лесу, где никого нет?» ответ простой «нет, не издает».
Любое воздействие от объекта должно подразумевать субъект, вплотную прилегающий к объекту. Нет того расстояния, которое проходит воздействие от объекта к субъекту и на котором оно является истинным, не преломленным. Преломление обязательно для его появления, воздействие немыслимо без собственного нарушения.
В этом смысле страдает материалистическая концепция, настаивающая на объективности материи: при познании материального мира, познается не объективность, а преломление воздействий внутри субъектов, отличных от человека. Ожидая от материализма описания картины мира, мы получаем это описание, лишенным истинности, но переполненным обмана. Однако, ожидая от материализма простого описания воздействий внутри физического мира, мы получаем ясный ответ на свой вопрос.
Можно настаивать, что человек испытывает иллюзии из-за своих чувств, однако, почему мы должны быть уверены, что, к примеру, приборы, измеряющие параметры излучения, температуры и прочего не испытывают собственных иллюзий на основании своей структуры? Может показаться, что на деле не существует реальности как таковой – все кругом лишь собственный обман. Однако, это не так: не существует только абсолютной объективной реальности. Реальность как таковая есть: она проявляется одновременно во всех ощущениях всех субъектов. И если я меряю градусником температуру, то истинная температура – это не та, которую показывает ртутный столбик, и не так, которую ощущаю я сам. Истинная температура существует во множестве своих проявлений, мое ощущение температуры ничуть не иллюзорней ощущения ее градусником, мы с ним равноправны в своей значимости перед изменениями в окружающей среде. Температура – это и то, что ощущая я, и то, что показывает градусник. Она – объект для двух субъектов, преламывающих (создающих) ее воздействие на себя, одновременно позволяя ей преламывать и создавать в себе воздействия их.
Ошибки
Говоря о шаблонности мироощущения человеком, нельзя забывать и о стереотипах внутри сознания. Настаивая на реальности всего ощущаемого, человек заставляет сам себя верить в свои же ошибки.
Стереотип – это присвоение объекту свойств, коими он может не обладать.
Если я вижу в траве ветку, и мне кажется, что это змея – такая иллюзия не обнаружит змею. Ветка не отравит меня, не будет шипеть и не уползет в свою нору. На некий промежуток времени я стану жертвой обмана, буду видеть реальностью то, что реальностью не является.
Защищая эмпирический подход, скажу, что не смогу увидеть в ветке змею, если никогда раньше не видел змеи. Чтобы у меня сложилась иллюзия объекта, я должен быть знаком в прошлом с этим объектом, либо со всеми его составляющими. Точно так же, я не смогу испугаться ни мифической, ни настоящей змеи, если я видел ее раньше, но не имею понятия о той опасности, которую она несет.
Иными словами, чтобы ошибиться и увидеть в одном объекте какой-то другой, я должен знать о наличии другого. И это показывает не создаваемую окружающим миром иллюзию, не видимость того, чего на самом деле нет, а неумение отличить воздействия на себя разных объектов. Будучи субъектом, я ощущаю воздействие ветки в настоящем и воздействие змеи из прошлого. Я путаю эти объекты, но сами по себе они, как и мое знание о них, реальны. В идеале, визуальное воплощение ветки, которое показалось мне идентичным змее, не должно наталкивать меня ни на какие мысли об опасности. Если при виде змеи я думаю об укусе, я уже мыслю стереотипно – визуальное воздействие не всегда подразумевает воздействие физическое, не всегда даже подразумевает возможность такого воздействия. Я мыслю шаблоном того, что может случиться на основании своего знания о каком-либо объекте.
Хотя я и не призываю весело гулять по лесным опушкам в компании гремучих, все же признаю необязательность страха при виде веток или змей.
неОбъективизм
Из всего вышесказанного следует, что реальность существует в виде ощущений и взаимодействий. Все, что мы ощущаем, есть реальность и оно не может быть несуществующим хотя бы в одной из возможных систем координат. Другое дело, что человеку недоступно видеть все – именно поэтому он может перепутать ветку со змеей.
Здесь и появляется комплекс пустоты. Если все есть объект и субъект, то как что-либо может существовать само по себе? Существование единицы отрицается данной теорией, ибо ничто не ощущает на себе влияние единицы. Чтобы была реальность, она должна быть составлена как минимум из двух объектов, воспринимающих друг друга как субъекты. Единица не рассматривается реальностью, она не может поделиться, не может увидеть никакой части себя, чтобы себя осознать. И никакая единица со стороны, за своим неимением, так же не способна ее осознать.
Объективная реальность как бытие единицы отрицается со стороны возможности познания. Мы оговорили выше, что все ощущаемое есть реальность, пускай и не всю реальность возможно ощутить - получается, что неотъемлемым составляющим объективной реальности является реальность субъективная, те самые мироощущения, которыми болен человек, камень, вода и т.д. Объективная реальность, позиционируемая как истина, обязана вбирать в себя все реальное, все существующее. Но, отрицая познание самой себя, объективность противоречит своему назначению, она не может вобрать в себя субъективизм, который, тем не менее, существует.