Ка́ли (санскр. काली, Kālī, «чёрная») — темная и яростная аватара Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В Ведах ее имя связано с Агни, богом огня.
«Калика-Пурана» гласит: «Кали - освободительница, защищающая тех, кто ее знает. Она ужасная Разрушительница времени, темная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через нее удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она - чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма».

Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету, жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Другим распространенным заблуждением является приписывание Кали роли и свойств другой богини, Дурги.

Изображение и значение символов

Изображается в виде худой темнокожей четырёхрукой и длинноволосой женщины. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой - голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры. Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, котороые обозначают неумолимое действие кармы. Ее темно-синий цвет - цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В "Маханирване-Тантре" сказано: "Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа". Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания. Гирлянда черепов, котрой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 - по числу букв санскрита, кладези силы и знания. Голова, которую несет Кали, представляет собой эго, идею "я есть тело", которую она уничтожает. Черепа также показывают ее способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела. Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет. Кали пербывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали),пульсация сердца. Но красота - не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали - недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы. Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной. Кали - многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени. На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас. В человеческом теле Кали cуществует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Культ

Почитание Кали в качестве истребительницы демонов и могущественной богини-покровительницы особенно распространено в Бенгалии, где находится главный посвященный ей храм Калигхата (в английском произношении — Калькутта), давший название столице Бенгалии — Калькутте. Второй из лучших храмов Кали находится в Дакшинешваре. Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в честь богини отмечался в начале сентября.

Расцвет культа Кали пришёлся на период султанатов XIII-XIV веков. С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов — фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кали

Для более корректного и углубленного изучения данной темы рекомендую посетить ресурсы:

http://www.sanatanadharma.udm.net/shaktism.html
К сожалению вторая статья содержит опечатки и ошибки. Имя божественной Матери все-таки Лалита и ни одной буквы "о" там нет
Также повеселило написание БхОгавати - нешто автор произвел это имя от бхоги, а не от Бхагавана?

Понимаю что это было выложено второпях и по запросу, но IMHO чем через такие статьи так уж лучше к достоверным источникам.
Деви-Махатмья и другие переводы Андрея Игнатьева включая главы из Калика Пураны и Деви Бхагавата Пураны.
http://www.sanatanadharma.udm.net/shaktism.html - хорошая подборка материалов по Шактизму

p.s.

sitatarasaMvidavApyaM sadasatkalanAvihInamanupAdhi|
jayatijagattrayarUpaMnIrUpaMdeviterUpam ||1||

Слава Тебе, Деви, Бесформенной форме, форме трех миров, познаваемой только чистым Сознанием, Управляющей безгранично бытием и небытием! /1/

ekamanekAkAraM prasR^tajagadvyApti vikR^taparihInam|
jayati tavAdvaya rUpaM vimalamalaM cidsvarUpAkhyam||2||

Слава Твоей недвойственной, неизменной форме, чистой от загрязнений, Именуемой Внутренней Сущностью Абсолютного Сознания, Образу единства и множества, потоку заполняющему Вселенную! /2/

jayati tavocchaladantaHsvecchecchAyAHsvavigrahagrahaNam|
kimapiniruttarasahajasvarUpamsaMvidprakAShamayam ||3||

Слава Твоему невыразимому Образу, проявляющемуся по Собственной Воле внутри (всего)! Что это, как не Высшая врожденная внутренняя Сущность, полная Света Абсолютного Сознания?/3/

vAntvA samasta kAlam bhUtyA jhaMkAramUrtimapi|
nigrahamasminkR^tvAnugrahamapa kurvatI jayasi ||4||

Слава Тебе, Той, Которая проявляя Свое величие принимает грозный ревущий образ, сметающий вечность, но даже творя наказание, Тобой выказывается милость./4/

KAlasya kAli dehaM vibhajya munipa~ncasaNkhya bhInnam |
SvasminvirAjamAnaM tadrUpaM kurvatI jayasi ||5||

Слава Тебе, Той, которая, разделяя тело Времени на двенадцать частей, проявляет его как свою собственную форму./5/

bhairavarUpi kAlaH jagat sR^jati kAraNAdikITAntam |
icchavAShena yasyAH sA tvaM bhuvanAmbikA jayasi ||6||

Слава Тебе, Мать Мира, по Чьей воле, которая есть Ты, Время в форме Бхайравы творит всю вселенную, начиная с изначальной Причины и до последнего червя./6/

jayati ShaShaNka divAkara pAvakadhAma trayAntaravyApi |
janani tava kimapi vimalaM svarUparUpaM param dhAma ||7||

О Мать! Слава твоей невыразимой обители Сущностной высшей формы, которая пребывает внутри тройной обители луны, солнца и огня (субъекта, объекта и постижения)./7/

ekaM svarUparUpaM prasaracthivitilayabhedatastrividham|
pratyekamudayasaMsthitilaya viShramataShcaturvidham tadapi ||
iti vasupaMcakamsamkhyaM vdhAya sahajasvarUpmAtmIyam
viShvaM vivarttAvarta pravartakaM jayati te rUpam ||8-9||

Слава Твоему Сущностному Образу, который, будучи Единым, разделяется трояко: на формы творения поддержания и разрушения, каждая из которых также делится на четыре формы: проявления поддержания, разрушения и невыразимости. Так в тринадцати формах спонтанно проявляется Твой внутренняя сущностный Образ, порождающий все превращения во Вселенной./8-9/

sadasadvibhedasuterdalanaparA kApi sahajasaMvittiH|
uditA tvameva bhagavati jayasi jayAdyena rUpeNa ||10||

О Бхагавати! Ты проявляешься как спонтанный взрыв невыразимого Сознания разделяющий Творение на бытие и небытие и Ты прославляешься в форме Джайи и прочих./10/

jayati samastacarAcaravicitra viShvaprapa~ncaracanormi|
amalasvabhAvajaladhau ShAntaM kAntaM ca te rUpam||11||

Слава Твоей спокойной прекрасной Сущности, которая есть незагрязненная Внутренняя Природа в Океане (Сознания), Чей плеск волн порождает все многообразие Миропроявления, движущегося и неподвижного./11/

SahajollAsavikAsaprapUritAsheSHaviShvavibhavaiSHA|
pUrNA tavAmbA mUrtijayati paramAnandasaMpUrNA ||12||

О Мать! Слава этой Твоей совершенной Сущности, Наполненной Высшим Блаженством и наполняющей всю вселенную величием спонтанной Игры./12/

Kavalita sakala jagattraya vikaTa mahAkAla kavalanodyuktA|
upabhukta bhAvavibhava prabhavApi kR^ShodarI jayasi ||13||

Слава Тебе, стремящейся пожрать ужасного Махакалу, пожирающего все три мира. Но даже пожрав, своим могуществом ты проявлешь мир в Своей великой утробе./13/

rUpatrayaparivarjitamasamaM rUpatrayAntaravyApi|
anubhavarUpamarUpaMjayatiparaMkimapiterUpam||14||

Слава Твоей невыразимой, Высшей, не имеющей равных Сущности, в бесформенной форме опыта превосходящей три формы (субъект, объект и познание) и проникая внутрь трех форм (бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон)./14/

avyayamakulamameyaM vigalitasadasadvivekakallolam|
jayatiprakAShavibhavasphITaMkAlyAH param dhAma ||15||

Слава Твоей высшей неизмеримой, неделимой, непреходящей Обители Кали, и истекающим из Нее Свету и Могуществу, в которых исчезает различие между бытием и не бытием!/15/

R^tumuni saMkhyaM rUpaM vibhajya pa~ncaprakAramekaikam|
divyaughamudgirantI jayati jagatAriNI jananI ||16||

Слава Тебе о, Мать, Спасительница мира! Истекающая божественным потоком, разделив Себя на тринадцать форм один за другим пятью способами! /16/

bhUdiggokhagadevI lasajj~nAnamvibhavaparipUrNam |
nirUpamaviShrAntimayaM ShrIpiThaM jayati te rUpam ||17||

Слава Твоей форме священной питхи, состоящей из неописуемого покоя, переполненной опытом Знания и проявляющей круг Богинь Бхучари, Дикчари, Гочари и Кхечари./17/

pralayalayAntarabhumau vilasitasadasatprapa~nca parihInAm|
devi niruttaratarAM naumi sadA sarvataH prakaTAm ||18||

Я поклоняюсь Твоей все превосходящей (внутренней Сущности), проявляющейся всегда и повсюду, лишенной проявления, выражаемого бытием и небытием, находящейся внутри невыразимого состояния растворения./18/

yAdR^k mahAShmaShane dR^ShtaM devyAH svarUpam akulastham|
tAdR^g jagatrayamidaM bhavatu tavAmbA prasAdena ||19||

О Мать! По твоей милости, подобно тому, как внутренняя Сущность Деви, пребывающая в состоянии а-кула видится в Великом Шмашане (т. е. в трех мирах), также да будут восприниматься эти три мира, (как находящиеся в Ней)./19/

IthaM svarUpastutirabhyadhAyi samyaksamAveShadaShAvaShena|
MayA ShivenAstu ShivAya samyag mamaiva viShvasya tu mangalAya||20||

Это прославление Внутренней Сущности (Кали) выраженное мною, Шивананда (натхой) да послужит благу Мира, который есть не что иное, как Я (во внешнем состоянии сознания)./20/