Каннибализм на сталинском тюремном острове
Марк Франкетти
По данным недавно рассекреченных документов архива КГБ, тысячи советских заключенных, арестованных во время жестоких сталинских чисток, были без еды и крыши над головой брошены на далеком острове в Сибири, где опускались до каннибализма.
В конце весны 1933 года меньше чем за четыре недели умерли 4 тыс. из 6 тыс. заключенных, брошенных на необжитой полосе земли, расположенной посреди реки в 1,5 тыс. миль от Москвы – на острове Назино.
Были зарегистрированы десятки случаев каннибализма: заключенные пытались выжить, поедая трупы, разбросанные по острову. Других убивали, чтобы затем съесть.
Новая книга "Остров каннибалов" написана по архивным материалам и показаниям свидетелей, которые семьдесят лет держались в секрете. Николя Верт, французский историк, исследователь ГУЛАГа, рассказал о том, как сотни людей, в том числе женщины, дети и старики, гибли под пулями охраны и тонули при попытке сбежать с острова на самодельных плотах. Много больше людей умерло от голода.
"Люди умирали повсюду, убивали друг друга", – рассказала ученому во время расследования депортации в Назино некая крестьянка, которой сейчас за восемьдесят.
А в то время, когда заключенных выбросили на острове, ей едва исполнилось 13. Она вспоминает о красивой юной девушке, которую обхаживал один из охранников. "Когда он ушел, люди схватили девушку, привязали ее к дереву и зарезали, съев все что смогли. Они были голодны и хотели есть. По всему острову можно было увидеть, как человеческое мясо рвут, режут и развешивают на деревьях. Поляны были завалены трупами".
Заключенные стали жертвами безжалостной кампании, которую проводил Генрих Ягода – глава тайной полиции Сталина. Он депортировал в Западную Сибирь и казахстанские степи сотни тысяч человек. Целью этой акции было очистить российские города от "нежелательных" элементов и за их счет заселить суровые регионы страны.
В одних только Москве и Ленинграде было арестовано свыше 50 тыс. бездомных, мелких преступников, цыган, беспризорников и нищих. Арестам подвергались и крестьяне, бежавшие от голода, и те, у кого не было паспортов.
После долгого путешествия арестантами набивали баржи и отправляли их на север. Но перевалочные лагеря были опасно переполнены, и в мае 1933 года более 6 тыс. человек высадили на Назинском острове. Длина его составляет несколько миль, а ширина – несколько сотен ярдов. Эта остановка должна была продлиться недолго, но затянулась почти на месяц.
30 депортированных умерли еще до попадания на остров, а треть из высаженных были так слабы, что не могли стоять. На острове не было ни еды, ни построек, а в первую же ночь температура упала ниже нуля.
Через пять суровых дней, которых не пережили многие больные и старики, охранники сбросили на берег 20 тонн муки. Началась давка. Люди затаптывали друг друга насмерть, охрана открыла огонь. Заключенные собирали муку в шапки и одежду, несли в руках. Но у них не было возможности испечь хлеб, поэтому они смешивали муку с водой из реки и ели. Множество жизней унесли вспышки дизентерии и тифа.
Сотни депортированных пытались сбежать, пересекая широкую реку на плотах. Те, кого не застрелила охрана, гибли в волнах.
Через десять дней после того, как заключенных бросили на острове Назино, были зафиксированы первые убийства с целью каннибализма. К середине июня выживших перевели в поселения вверх по реке. Слухи об этих ужасных событиях дошли до одного из работников пропаганды. Он был настолько потрясен, что написал напрямую Сталину, который направил для расследования произошедшего комиссию.
"В то, что произошло на острове Назино, трудно поверить, – говорит Верт. – Но у нас на руках есть беспрецедентно подробные документы, которые позволяют рассказать об этих так долго умалчивавшихся событиях. Трагедия в том, что погибшие на острове – это лишь 1% от тех, кто умер в тот год от голода. Подобных Назино эпизодов было гораздо больше, и мы просто о них не знаем".