Самые общительные были в клубе  PR'Club!

Был самый демократичный форум RUнета!

Верить начнём! Остальное приложится.

President Club Forum

Объявление

Здесь был Aquasonick

Английский Клуб
PR-English.ru !

Накоплю денег и возрадю его!! :)

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » President Club Forum » Мир вокруг нас » Санкт-Петербург. Кунсткамера.


Санкт-Петербург. Кунсткамера.

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Начинаю рассказ об одном из интереснейших музеев России, и одном из старейших.
О музее этнографии и антропологии им. Петра Великого. О КУНСТКАМЕРЕ


материал взят с официального сайта музея.

0

2

ВВЕДЕНИЕ. Немного информации.

Музей основан по указу Петра Первого в 1714 году. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской Академии Наук.В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более одного миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света.

Музей располагается в двух строениях: в здании Кунсткамеры и пристроенном к нему в 1887 г. «Музейном флигеле».

Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель солнечной системы.

0

3

Историческая справка.
Здания Музея расположены в историческом центре Санкт-Петербурга на стрелке Васильевского острова. Именно в здании Кунсткамеры в XVIII – XIX вв. располагалась основанная Петром Великим Санкт-Петербургская академия наук, которая стала колыбелью современной Российской академии наук, Санкт-Петербургского государственного университета, Библиотеки академии наук, Главной астрономической обсерватории и еще десятков других современных российских научных и музейных учреждений. Недаром изображения здания Кунсткамеры являются логотипами не только нашего Музея, но и Российской академии наук в целом.
Выбор места для нового здания, по преданию, был сделан непосредственно Петром I. Его внимание привлекли две сосны, росшие на диком берегу Невы. Петр приказал осторожно срубить эти деревья с причудливо переплетенными и вросшими в ствол сучьями, а наиболее курьезные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли деревья, было решено заложить фундамент для постоянного здания Музея. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 м (97.2 м), а ширина равнялась 15 м. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание. Однако при его жизни здание достроено не было. К началу 1725 г. были возведены лишь стены. Кладка башни, венчавшей здание, и внутренняя отделка были осуществлены Академией уже после смерти царя-реформатора.
Первоначальный проект здания был составлен архитектором Георгом Иоганном Маттарнови, начавшим постройку, но не закончившим ее (1718–1719). После смерти Маттарнови работами руководил Николай Федорович Гербель (1719–1724), несколько видоизменивший проект, которого сменили   архитекторы Гаэтано Киавери  и Михаил Земцов. Здание строилось до 1735 года. В последствие, здание не раз перестраивалось, достраивалось вплоть до 1912 года.

а это фрагмент знаменитой сосны, определившей местоположение музея.

0

4

Кусочек летописи Кунсткамеры.

1704–1718 гг. Указы Петра I "О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей" (Полное собрание законов Российской империи, т. IV, СПб., 1830, № 1964, 3159 и др.). Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарской канцелярии.

1714–1719 гг. В связи с переносом столицы России из Москвы в Санкт-Петербург все коллекции были расставлены в Летнем дворце в новой столице. Хранение коллекций было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально "надсмотрителем редкостей и натуралиев" Иоганну Шумахеру. Музей получил имя "Кунсткамера", но в эти годы был недоступен для публичного обозрения.

1719–1727 гг.
Открытие коллекций Кунсткамеры для осмотра публикой в Кикиных палатах - доме опального боярина Александра Кикина, неподалеку от Смольного Собора. Уже ко времени открытия этого первого в России публичного музея количество выставленных для обозрения коллекций поражало воображение как россиян, так и европейцев. Основным источником поступления новых коллекций были знаменитые "академические экспедиции" первой половины XVIII в. (Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, С.П. Крашеннинников, В.Н. Татищев и др.) и покупка по распоряжению Петра I "редкостей" в различных странах Европы. Среди этих приобретений Петра наиболее известны коллекция Альберта Себы "славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений из Ост и Вест-Индии" и коллекция анатомических препаратов Ф. Рюйша, ныне выставленные на экспозиции "Первые естественно-научные коллекции Кунсткамеры". В первые годы Музей имел в своем составе и ряд "живых" экспонатов – монстров, карликов, великанов.

1727 г. Перемещение Кунсткамеры и Библиотеки академии наук в специально выстроенное по указу Петра здание (архитекторы И. Матарнови и М.Г. Земцов) на Стрелке Васильевского о-ва.

Согласно указу Петра I Музей был бесплатным для посетителей. Более того, Петр считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Сохранились документы, согласно которым на специально выделенные царем средства в Кунсткамере предлагали посетителям «кофе и цукерброды», кормили их закусками и поили венгерским вином. Посетителей встречали «суббиблиотекарь» или другие знающие служители, которые любезно водили их по всем комнатам и показывали им редкости с кратким объяснением. Посетители охотно осматривали Кунсткамеру. Есть свидетельства, что в музее всегда находилось «множество... разного звания народу».

1741–1745 гг. Публикация двухтомного каталога Кунсткамеры (Musei Imperialis Petropolitani) и иллюстрированного путеводителя по Музею на немецком и русском языках.

1747 г. Пожар в здании Кунсткамеры, в результате которого погибла большая часть этнографических коллекций. Из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (7 декабря 1747 г. ):
«В прошлую субботу поутру в пятом часу учинился в палатах Императорской Библиотеки и Кунсткамеры пожар, который через малое время так сильно распространился, что никоим образом невозможно стало палат спасти, а особливо, как огонь до башни добрался и оную обхватил...».
Свидетель пожара М.В. Ломоносов считал причиной бедствия неисправность печей и дымоходов. Он сообщал о пожаре:
«Погорела в Академии, кроме немалого числа книг и вещей анатомических, вся галерея с этнографическими коллекциями».
Академия наук предпринимает меры для их восстановления, разослав по губернским канцеляриям списки утерянных коллекций с просьбой заново собирать утраченные этнографические коллекции.

1766 г. Окончание ремонта и возобновление работы Музея.

Конец 18 –начало 19 в.
Пополнение этнографических коллекций Музея вещами, собранными капитаном Д. Куком в Полинезии, этнографическими коллекциями из Северо-Восточной Азии (чукчи, алеуты, эскимосы), Северной и Южной Америки (коллекции Российско-Американской компании и кругосветных путешествий русских моряков и ученых: И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лиснянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, Ф.П. Литке, М.Н. Станюковича и др.).

0

5

Энциклопедия Петровской Кунсткамеры

Западную Европу Петр впервые посетил в 25-летнем возрасте. В 1697 году он отправился за границу в составе великого посольства, где впервые увидел заморские кабинеты "кунштов", т.е. редкостей, чудес. Они напоминали лавки, где банки с заспиртованными уродцами были выставлены рядом со старыми монетами, чучела птиц и скелеты зверей - со старыми надписями на неизвестных древних языках. Почти полтора года прожил Петр за границей и все примечал, ко всему приглядывался. Не скупясь, закупал любознательный царь и целые коллекции, и отдельные вещи: книги, инструменты, приборы, оружие, природные редкости. Все это он отправлял в Россию. Так царем была собрана первая обширная русская коллекция. Она легла в основу "государева Кабинета", а потом и петровской Кунсткамеры.

"Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ЛЮДИ СМОТРЕЛИ И УЧИЛИСЬ!"

Нельзя сказать, что Петр Первый был самым первым коллекционером на Руси. И до него существовали богатые и редкие собрания вещей. Хранились они главным образом в церквях, монастырях, в государственной казне и у знатных вельмож. Да и молодой Петр видел "редкости" у своего отца и раритеты в Оружейной палате Кремля.

Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Петр приказал перевезти и свою личную коллекцию и библиотеку, так называемый "государев Кабинет". Все предметы бережно перевезли и разместили в Летнем дворце – первой резиденции царя на Фонтанке, в еще не отстроенном Санкт-Петербурге. Коллекции оказались такими обширными, что пришлось выделить специальное помещение, а для присмотра за ними понадобился целый штат. Назвали помещение на европейский манер Куншткамерой, т.е. "кабинетом редкостей". Это произошло в 1714 г.. Этот год и считается датой основания первого русского музея.

Устройством русского "кабинета редкостей" Петр занимался с размахом, присущим всем его начинаниям. Делу был придан поистине государственный масштаб. В 1717 г. он велел воронежскому губернатору вылавливать птиц и диких зверьков. В 1718 г. подписал указ, где говорилось: "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, – словом, все, что "зело старо и необыкновенно", велено было приносить. И понесли, и повезли со всех концов России всевозможные находки: из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска – барашков, одного – с восемью ногами, другого – с тремя глазами. Все путешествующие должны были покупать разные диковинные предметы и у своих, отечественных, и у иноземных "купецких людей".

Петр Первый не копил сокровища. Он ставил перед собой совсем другие, просветительские цели. Приобретая предметы анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, "натуральные и искусством созданные", он надеялся с их помощью приобрести "в натуральной истории систематическое понятие", а также хотел, чтобы они служили, по словам Лейбница, "средствами для усовершенствования художеств и наук".

В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение. В 1718 г. музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина  –  Кикины палаты. Кикин оказался причастен к делу царевича Алексея и был убит, а его дом конфискован казной. Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и Библиотеку. По тогдашним понятиям, это было огромное помещение - в два этажа. Все собранное было здесь "в надлежащем порядке учреждено и расставлено" и высочайшим распоряжением было велено " всякого желающего ... смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи". С этого времени предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Петр так и заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!" Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры: он их либо сам приобрел за границей, либо их доставили в столицу по его указам. Он и сам был лучшим гидом и любил их показывать и иностранным послам, и русским вельможам, и рассказывать о них.

В 8-ми залах Кикиных палат разместился не только музей. Это был первый в России научный комплекс, и при том весьма значительный. Здесь же находились еще и библиотека с редкими книгами, и лаборатория, где предписывалось "прилежно исполнять ... надлежащую химическую работу." В Кунсткамере хранились также монеты и медали, анатомические препараты, зоологические и ботанические диковинки, "каменья необыкновенные", древние, археологические находки, - словом, такое количество разных диковинок и редкостей, "что можно было совсем растеряться", как написал один иностранный путешественник.

Музей того времени совсем не был похож на нынешнюю Кунсткамеру. В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша, приобретенные Петром во время Великого посольства. Здесь же можно было увидеть искусно препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц и тому подобных диковинных, невиданных вещей. Рядом в двух шкафах хранились гербарии и множество ящиков с бабочками, животными и красивыми раковинами. Предметам старались придать выразительность, устраивая из них необычные композиции, показывающие бренность жизни.

В следующей комнате можно было увидеть различные стадии развития человеческого плода в анатомических образцах, монстров, чучела слонов, ящериц и большое количество изделий из слоновой кости. В трех других комнатах размещались самые разнообразные птицы и животные, "странные мыши с собачьими мордами", много янтаря, красивые бабочки и другие, не менее удивительные экспонаты. Здесь же был и "мюнц-кабинет", где были выставлены монеты и медали. Таким образом в трех отделах (натур-камере, "мюнц-кабинете" и библиотеке) были собраны и выставлены - без всякой системы - зоологические, анатомические, ихтиологические, геологические, нумизматические и этнографические коллекции, а также книги. С их помощью можно было познакомиться с растительным и животным миром нашего отечества и далеких чужеземных стран, узнать о разных народах, их быте и традициях. Хранились в старой Кунсткамере и предметы, связанные со славными победами русской армии.

Были в той, старой Кунсткамере и необычные, живые экспонаты - люди-уроды. Их называли монстрами, то есть чудовищами. Они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.

Увлечение разными уродцами, карликами и великанами было модно за границей в ту пору. Европейские короли старались держать их при своих дворах или как шутов, для увеселения, или как слуг, для охраны. Следуя моде, Петр привез из-за границы великана по имени Буржуа. Он был гигантского роста - 2 метра 27 сантиметров. Когда Буржуа шел по улице, то заметно возвышался над толпой. Петр сам был высоким и любил высоких людей. Ему нравилось, когда великан Буржуа стоял на запятках его кареты. После смерти Буржуа его скелет и препараты отдельных органов отдали в Кунсткамеру, где они хранятся и поныне.

Количество коллекций с каждым годом возрастало. Со всех концов России поступали в Кунсткамеру невиданные вещи: уродливая овечка с двумя ртами и языками, 8-ногий барашек, 3-ногий младенец, еще более необычный младенец, у которого "глаза под носом и руки под шеей" и тому подобные редкости. Привозили и старинные, археологические вещи: золотые и серебряные изделия, раскопанные в окрестностях Астрахани, древние языческие предметы, которые нашли "на восточном краю Каспийского моря", собрание идолов, старые рукописи, редкие монеты. Везли и птиц, животных, рыб, травы и коренья, образцы минералов, предметы домашней утвари и одежду.

Кунсткамера, - первый государственный русский музей, - был создан "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук". Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не оставляли за собой все другие музеи Европы." Посетителей встречали любезно, предлагали "кофе и цукерброды", а тому, кто познатнее и венгерское с закусками. В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода музеев взимали плату и притом немалую. В петербургской же Кунсткамере коллекции показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с просветительскими целями, и Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Некоторые усматривали в этом всего лишь царскую причуду.

0

6

КОЛЛЕКЦИИ ПЕТРОВСКОЙ КУНСТКАМЕРЫ

Императорский кабинет

1. Фрагмент ствола сосны, по преданию срубленной на месте закладки здания Кунсткамеры.

По сохранившемуся преданию, Петр как-то раз, гуляя по пустынному болотистому острову, заметил сосну необычной формы: в ее ствол полукольцом вросла ветка, напоминая дужку замка. Неравнодушный ко всяким диковинкам царь не мог пройти мимо. Он остановился, воскликнув: "Вот так дерево-монстр!" Сосну срубили, часть ствола с вросшей веткой сохранили, а на месте этой сосны Петр решил заложить новое здание для Кунсткамеры.

2. Вид стрелки Васильевского острова в 1731 году.

Именно на Васильевском (тогда Преображенском) острове впервые начали последовательно осуществляться новые принципы регулярной плановой застройки Петербурга. Здесь, по замыслу Петра должен был вырасти центр города, застроенный так, как будет застроен весь Петербург, а потом и другие города. По свидетельству иностранца- современника, царь "чувствовал большую благосклонность к этому месту". В 1716 году Петр издал указ, который строго предписывал всем помещикам селиться только на Васильевском острове и строить только каменные дома. И здесь же, рядом с правительственными зданиями, задумал он разместить Академию, библиотеку и музей.
На пустынной тогда Стрелке Васильевского острова здание Кунсткамеры было первым монументальным сооружением в новом городе. И сейчас оно остается одним из немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XYIII века. Первоначально оно называлось "Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры". Его общее архитектурное решение вполне отражало стиль петровского барокко.

3. Гипсовая копия посмертной маски Петра I, снятая К.Б.Растрелли.

Первый император России, правивший ею 35 лет, скончался рано утром, в 5 часов 15 минут 28 января 1725 года. Это произошло в его маленьком кабинете, который он называл "конторкой", на втором этаже Зимнего дома. Смерть стала избавлением от невыносимых страданий: Петр умирал долго и мучительно, страшные боли истерзали его тело. Судя по воспоминаниям очевидцев, он "сильно упал духом и выказывал даже мелочную боязнь смерти"; до последней минуты надеялся на милость Всевышнего и на крепость своего тела: ведь ему шел всего 53-й год. Впрочем, смертность была тогда велика, особенно среди детей: немногие из них становились взрослыми. 40-летние считались уже стариками, да и до этого возраста доживали немногие.
Петр несколько раз исповедовался и причащался. По обычаю предков он приказал выпустить из тюрем преступников и простить всем казенные долги и штрафы. Скорее всего им двигало не милосердие, а надежда на то, что молитвы прощенных за здравие благодетеля будут услышаны, и он получит исцеление.
Его смерть потрясла всю страну. Камер-юнкер Берхгольц записал в дневнике: "В то утро не встречалось почти ни одного человека, который бы не плакал или не имел глаз, опухших от слез". Делая знаменитую "восковую персону", Растрелли отлил лицо Петра с его посмертной маски. Оно впечатляло своей жизненностью.

4. Гипсовая копия оттиска ладони Петра I.

Хорошо известно, что царь-мастеровой "на троне вечный был работник", знал 14 ремесел или, как тогда говорили, "рукодельств" и гордился своими мозолистыми руками. Ганноверская принцесса Софья, которая встречалась с молодым царем 11 августа 1697 года в городе Коппенбрюке, написала потом в письме, что Петр показывал им руки и "дал пощупать, как они загрубели от работы"

5,6. Токарные резцы Петра, вырезанная им деревянная чаша для воды, им же выкованная железная полоса.

Любимым занятием Петра в минуты отдыха было токарное дело: его станок редко отдыхал. Особенно он любил вырезать предметы из слоновой кости и из дерева. Сначала он работал на станке, изготовленном в Амстердаме, а потом приобрел еще и французский станок. Несколько станков сделал и Андрей Нартов, "любимый токарь" Петра, первый русский инженер. Сержант Никита Кашин, описавший домашнюю жизнь Петра, вспоминал, как государь встававший за два часа до света, "входил в токарню и точил разные вещи из кости и дерева."
Яков Штелин рассказал и о том, как царь, проработав как-то раз целый день в кузне, получил за выкованные им железные полосы 18 алтын (по расценкам, установленным хозяином кузни,) и сказал: "На эти деньги куплю я себе новые башмаки, в которых мне теперь нужда". Он и в самом деле купил себе башмаки и потом хвастался: "Вот башмаки, которые выработал я себе тяжелою работою".

7. Один из комплектов хирургических инструментов Петра; часть коллекции удаленных им зубов; анатомические модели человеческих глаза и уха, вырезанные Петром из слоновой кости.

Медицина, а точнее, хирургия, пользовалась особым уважением и даже любовью русского царя. Эта любовь приводила нередко его приближенных в трепет, так как Петр часто предлагал им свои услуги: футляр с хирургическими инструментами он всегда носил с собой, а вырванные зубы аккуратно складывал в мешочек. Понаблюдав, как делают операции, он счел себя авторитетом в этой области и решил, что вполне может и сам их делать. Случалось, он рвал не только больные, но и здоровые зубы. Уже знакомый нам Берхгольц в 1724 году записал в своем дневнике, как племянница Петра "находится в большом страхе, что император скоро примется за ее больную ногу: известно, что он считает себя великим хирургом и охотно сам берется за всякого рода операции над больными."
Степень риска и мастерство Петра мог - или уже не мог - оценить только сам пациент. Впрочем, если операция оказывалась неудачной и заканчивалась, как мы сказали бы, летальным исходом, Петр с не меньшим энтузиазмом и знанием дела препарировал труп в анатомическом театре: он был неплохим патологоанатомом и увлекался анатомией

8. Измерительные инструменты Петра.

Петр интересовался многими отраслями знаний, но предпочтение отдавал точным наукам, к тому же имеющим практическое значение. Мы бы назвали его типичным технократом. Коллекционировать инструменты в эпоху Петра было модно, и царь с удовольствием предавался этой страсти. Глядя на эти инструменты, можно представить себе, с каким увлечением он измерял все, что только можно измерить! Это вполне соответствовало неуемному оптимизму эпохи, в которую он жил, когда человеческий разум начал упиваться своим торжеством над силами природы. Представление об этом чувстве дают строки поэта А. Поупа, современника И.Ньютона:

Взвесь воздух, в гордых замыслах паря,
Измерив землю, измеряй моря...

9. Костюм Петра.

Петр боролся с ненавистной ему с детства "стариной", вводя "регулярство" во все сферы жизни, в том числе и в одежду. 1700-й год открывался указом, в котором предписывалось "носить платья венгерские, кафтаны: верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же подобием..." Видимо, тогда же вышел указ о бритье бород. Длиннополые кафтаны, однорядки, ферязи, охабни и бороды уходили в прошлое. На одной из старинных гравюр изображен человек, стоящий на коленях в грязи, у которого солдат овечьими ножницами отрезает полу "запрещенного" кафтана вровень с землей.
Самого же Петра привыкли видеть вечно спешащим, со знаменитой палкой в руке, в потертом кафтане, стоптанных грубых башмаках и чулках, заштопанных его коронованной супругой, царицей Екатериной, которая в шутку сама себя называла "старой портомоей". Простота облика и демократическая манера общения с людьми разных сословий больше всего поражала тех, кто знал царя. Один из его современников писал: "Его величество бывает обыкновенно в таком простом платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого государя."

10. Скелет Буржуа.

"Скелет огромный, что французом был когда-то..." Эти стихотворные строки взяты из поэмы Иоганна Тремера из Данцига "Прощание с Петербургом". Они относятся к скелету Буржуа, до сих пор хранящемуся в Кунсткамере. Мода XVIII века предписывала правителям иметь при дворе карликов и великанов: первые использовались для потехи, а вторые имели большой спрос как гайдуки, т.е. выездные лакеи, и как личная охрана. Петр тоже отдал дань этой моде. В 1717 году во Франции в городе Кале он увидел на ярмарке великана Буржуа ростом 2 метра 27 сантиметров. Петр его нанял к себе на службу и привез в Россию. Ему нравилось, когда Буржуа при выездах стоял на запятках царской кареты. Через семь лет Буржуа скончался. Его труп препарировали, кости выварили и скрепили в скелет. А череп пришлось заменить: настоящий череп Буржуа сгорел при пожаре 1747 года.

Иллюстрация. Медицинские инструменты. Западная Европа. Конец XVII – начало XVIII вв.

0

7

Кунст-кабинет

11. Раритеты Петровской Кунсткамеры: бутылочка с окаменевшим порохом, турецкие ядра, каменное и чугунное, привезенные Петром из Прутского похода.

Эти ядра - свидетели самых трагических дней из жизни Петра. Царь распорядился передать их "для памяти на предбудущее время". В 1711 году Россия вела войну со Швецией, когда Турция тоже начала против нее военные действия. Русские войска из Прибалтики двинулись ранней весной к границам Валахии и Молдавии - вассальных государств Турции. Петр действовал как умный и тонкий стратег, но его одолевали мрачные предчувствия. И они оправдались. В июле турки отрезали русскую армию от тылов и окружили ее на реке Прут. Вчерашние триумфаторы Полтавы оказались под плотным огнем неприятеля и под палящим молдавским солнцем в безводной степи, опустошенной саранчой. Турецкие орудия открывали огонь по каждому, кто пытался подойти к берегу и набрать воды. На предложения о перемирии турки отвечали ядрами - как раз такими, как выставлены на экспoзиции. Ситуация становилась настолько критической, что Петр, по свидетельству Штелина, подумывал о завещании. Он принял решение о прорыве. Это было равносильно самоубийству. И тут за дело взялась Екатерина, боевая подруга Петра. Пока царь отдыхал в палатке, она провела совещание с генералами, убедила их послать очередное письмо турецкому визирю и приложила к нему все свои драгоценности. Это и решило исход дела. Визирь дал согласие на переговоры, и прутский кошмар кончился. А в 1714 году Петр наградил свою жену только что учрежденным орденом святой Екатерины. Его девиз - "За любовь и отечество".

12, 13, 14. Гальванокопии скифского золота, собиравшегося в Кунсткамеру по указу Петра.

В 1715 году в "Государев кабинет" поступила знаменитая сибирская коллекция скифских золотых вещей. Ее поднес Екатерине I в честь рождения царевича Петра Петровича Н.А. Демидов, владелец Тагильских заводов. В коллекцию вошли и предметы, "сысканные в земле древних поклаж" по указу Петра сибирскими губернаторами князьями И.П.Гагариным и А.Н.Черкасским. Всего в коллекции насчитывалось 1250 золотых вещей. После появления Эрмитажа почти все древние драгоценные вещи были переданы туда.
Они представляют собой великолепные памятники искусства кочевников так называемого "звериного стиля", неповторимого и самобытного художественного явления. Так принято обозначать манеру мастеров-художников первой половины - середины I тысячелетия до новой эры. Главная тема всех изображений - звери и различные мифические зооморфные чудовища. Типичными были сцены борьбы хищников или нападения хищников на копытных. По канону, хищников показывали чаще всего стоящими, с опущенной вниз мордой, как будто что-то вынюхивающими, а также свернувшимися кольцом или противостоящими друг другу. Олени, лоси и другие копытные изображались обычно лежащими с подогнутыми ногами. Глубинная основа искусства звериного стиля кочевников - представления о происхождении людей от животных.
Изображения звериных фигур обычно украшали парадные и ритуальные костюмы, оружие и конское снаряжение, предметы культа. Они имели магическое значение: любая вещь, украшенная в зверином стиле, считалась амулетом и оберегом. Скифы приписывали изображениям способность символически передавать воину-всаднику, его оружию и коню зоркий глаз, быстрый бег, мощь и другие качества животных. Каждый образ нес в себе конкретный смысл, но нам его раскрыть далеко не всегда удается.

15. Этнографические коллекции Кунсткамеры XVIII века. Китай

Среди китайских предметов, самых многочисленных в собрании Кусткамеры, особый интерес представляет статуэтка из слоновой кости, по всей вероятности приобретенная в Китае академическим лекарем Францем Лукой Елачичем в 1753-1756 гг. Она изображает Шоу-сина, "звезду долголетия". Этот почтенный, приятно улыбающийся старец с необычайно высоким лбом - китайское божество долголетия и одновременно название звезды, соответствующей звезде Канопус в нашей астрономии. Статуэтка, датированная XVIII веком, запечатлела его образ: в одной руке он держит посох, а в другой - опахало. По канону, его посох делался из персикового дерева, и к нему привязывали тыкву-горлянку. Чаще он держит в руке не опахало, а свиток. Тыква-горлянка, свиток, персиковое дерево - все это символы долголетия. Шоу-син - божество-символ, наряду с ним существовало множество других символов долголетия, причем в практике его пожеланий важнее было их частое и разнообразное употребление, нежели особые ритуалы в честь бога-звезды. Эти символические благопожелания были хорошо известны, любимы и понятны всем. В Китае существовало множество изображений Шоу-сина, чаще в форме статуэток. Их обычно ставили на домашнем алтаре или в храме. Изображали его и на рисунках, которые наклеивали на стены в домах. У его ног художники часто рисовали персики и гранаты, а рядом - аиста и оленя: они передавали тот же символический смысл.
В древности в честь Шоу-сина возводили храмы. По древним астрологическим представлениям, появление этой звезды предвещало правителю долгое и счастливое правление, а ее отсутствие грозило бедами и несчастьями.

16. Этнографические коллекции Кунсткамеры XVIII века. Китай, Монголия

Здесь вместе с китайскими показаны монгольские предметы. Монгольские коллекции Кунсткамеры - уникальное собрание, равного которому нет в отечественных музеях. В них представлены вещи, начиная с XVII века. Одна из них - бронзовое изображение XVIII века буддийского ламы-наставника воплощает, скорее всего образ какого-то реального вероучителя. Статуэтка выполнена по канонам тибетской школы гелукпа, называемой также желтошапочной (по цвету желтой шапки наринг, которая была обязательной принадлежностью последователей этой школы). Она была основана Цзонхавой (1357-1419гг.) и со второй половины XVII века стала господствовать в тибетcком ламаизме. Цзонхава не предложил нового учения, а лишь реформировал прежнее, распавшееся к тому времени на множество сект. Культовая традиция школы гелукпа создала обширный пантеон с многоступенчатой системой рангов. В него вошли и реально существовавшие лица, прославившиеся какими-либо выдающимися деяниями во славу веры.
Буддийское, как и всякое ритуальное искусство, строго и предельно канонично. Это "искусство эстетики тождества" имеет глубоко своеобразную природу восприятия: оно лишь напоминает о том, что и так уже хорошо известно. Для буддиста изображение не несет никакой новой информации, а лишь вызывает в его памяти то, что связано с этим персонажем.
Лама сидит в "позе лотоса", которая на санскрите называется падмасана, со скрещенными ногами. Руки его сложены в жесте-мудре, называемом "жестом созерцания" (санскритское дхянамудра). Его фигура в монашеском одеянии смоделирована по принципу зеркальной симметрии: она создает впечатление устойчивости и гармоничного покоя, нирванистической отрешенности и свободы духа.

17. Вид Петербурга. Роспись лаком по бронзе. XVIII век.

Первоначально Петербург не задумывался как столица; он строился как город-крепость на первом клочке отвоеванной земли. Но со временем царь стал уделять ему все больше внимания: Петербург становился символом всего нового, что входило в понятие реформ. Петр строил новый город как корабль, по детально рассчитанным градостроительным принципам: "регулярную" столицу "регулярного" государства. Он демонстративно противопоставлял ее ненавистной Москве, вызывавшей страшные воспоминания. Любуясь вырастающим "из топи блат" городом, Петр часто называл его "парадизом".
Начавшие строительство должны были строго выполнять все нормы "по архитектуре", следуя западно-европейской модели. А владельцы парусных судов были обязаны каждое воскресенье по сигналу приплывать на определенное место на смотры-прогулки и совершать "экзерциции" под парусами. Те же, кто уклонялся от таких принудительных прогулок, штрафовались. Было объявлено желательным присутствие на экзерцициях и женщин.

18. Японские бронзовые зеркала

Бронзовые зеркала играли важную роль в магии и мистике: они считались оберегами и использовались в практике заклинаний. Верили, что оборотная сторона диска зеркала, часто благодаря изображению связанная с астрологией, обеспечивает поддержку небесных сил. Это, в свою очередь, наделяло лицевую сторону свойством показывать истинное лицо демонов, отражающихся в зеркале, и обезвреживать их. О магической силе зеркал ходили волшебные истории и рассказы, а их счастливые обладатели были уверены, что они не подвержены злым чарам.

19. Сибирские коллекции Кунсткамеры ХIX века.

Маскоиды, культовые изображения эвенков (тунгусов), являются деталями костюма шамана, "специалиста по духам" и "мастера архаического экстаза". Эти и им подобные подвески, имевшие глубокий символический смысл, нашивались на шаманский кафтан. Они обычно изображали духов покровителей, помощников или предков, которые помогали шаману во время камлания совершать мистические маршруты по разным мирам, верхним и нижним. Чем старше и опытнее становился шаман, тем больше подвесок и других символических деталей обретал его костюм, так что его общий вес мог достигать иногда тридцати килограммов.

20. Сибирские коллекции Кунсткамеры ХIX века.

Очки от снега из коллекции Кастрена 1846-1848 гг. знакомят нас с удивительной культурой ненцев (до революции их называли самоедами), которые живут на тундровых просторах от Кольского полуострова до низовьев Енисея. Их быт и вся материальная культура были прекрасно приспособлены к суровым условиям севера. Примером этого и являются очки, защищавшие глаза охотников-оленеводов от отраженных лучей солнечного света. Тем же целям служили и наглазники чукчей (внизу), морских зверобоев, живущих на северо-востоке азиатского материка.

21. Сибирские коллекции Кунсткамеры ХIX века.

Курительные трубки (две верхние - ненецкие, вырезанные из мамонтовой кости, из коллекции Кастрена 1847 г., нижняя - с низовьев Амура) являются прекрасными образцами косторезного искусства некоторых сибирских народов. Глядя на эти образцы, нельзя не восхититься точностью взгляда, острой наблюдательностью и чувством меры мастеров-резчиков, секреты мастерства которых передавались из поколения в поколение. Обработка кости у эвенков и ненцев имеет давнюю традицию. Часто костяные предметы, как нижняя курительная трубка, украшались фигурками животных, утверждая родство человека-охотника и зверя. Украшали трубки и гравированным орнаментом, которому придавался магический смысл.

22. Сибирские коллекции Кунсткамеры ХIX века.

Модели нарт (верхняя - чукотская или корякская, нижняя - ительменская, или, как раньше говорили, камчадальская, прислана иркутским губернатором в 1748 году.) Модели сделаны с большим мастерством; они демонстрируют основной транспорт тундры. Их конструкция глубоко продумана: на полозья, сделанные из лиственницы, кедра или ели, устанавливаются "ноги нарты" - деревянные бруски, соединенные с верхними перекладинами; на них кладутся доски сидения. В нарты запрягали собак или оленей; ездок управлял ими с помощью вожжи и длинного шеста с небольшим утолщением на конце. Нарты были экологически идеальным видом транспорта: мох, примятый ими, быстро и легко поднимался, верхний слой почвы не разрушался.

23. Сибирские коллекции Кунсткамеры XVIII -- ХIX века.

Эти сибирские бытовые предметы из старых коллекций Кунсткамеры: игольник и подвеска из мамонтова бивня, звериные и человеческая костяные фигурки демонстрируют не только виртуозное мастерство косторезов, но и удивительную эстетику быта некоторых сибирских народов (предположительно эвенков, чукчей и коряков). Ненецкий резной календарь (слева внизу) был очень удобен для счета времени, а грузовые нарты (модель внизу) - удобным и экологически безупречным видом транспорта.

24. Американские коллекции Кунсткамеры XVIII века.

Сумка, сплетенная из дикой ржи, имеет очень современный вид и, пожалуй, не испортила бы пляжного ансамбля иной привередливой модницы. Трудно поверить, что она сделана эскимосскими женщинами, вероятно, тоже модницами, для самых прозаических бытовых целей два века тому назад. Вероятно, тогда же был изготовлен и деревянный идол, которому отводилась магическая и ритуальная роль в духовной культуре эскимосов. Глядя на эти вещи, хочется вспомнить слова отечественного этнографа В.Г.Богораза, сказанные об эскимосах: "При всем первобытном укладе материальной и духовной жизни племена эти выработали своеобразную культуру, до совершенства приспособленную к условиям северного и горного климата, к тяжелому игу морозов и снегов, к трагической скупости тундры, безлесной и бесплодной..."

25. Американские коллекции Кунсткамеры XVIII века.

Эти предметы - шляпа и стрелы - были привезены экспедицией И.И.Биллингса и Г.А.Сарычева 1785 -1794 гг. и сразу же попали в Кунсткамеру. Экспедиция исследовала северо-восточную Азию, Берингов пролив, северо-западные берега Северной Америки и Алеутские острова. Тогда был собран богатейший и разнообразный материал, в том числе и множество предметов "от американцев". По указу Екатерины II они были доставлены в Академию наук. Предметы коллекции принадлежат эскимосам острова Кадьяк, которые называются конягимиутами. Плетеная из растительных корней шляпа - один из распространенных у них головных уборов. Коллекция столь раннего времени по эскимосам Аляски - большая редкость в музеях мира. Она имеет не только этнографическую, но и общенаучную ценность, так как показывает нам страницы истории открытия и освоения русскими северо-западной Америки.

26. Американские коллекции Кунсткамеры XVIII века.

Эта погремушка из птичьих клювов была отнюдь не забавой, не игрушкой и не экзотическим сувениром. Ее звук, как верили, обладал магической силой и отгонял злонамеренных духов. Обычно погремушки из птичьих клювов, раковин и других "шумящих" предметов обильно украшали любой индейский ритуальный костюм: индейцы могли бы нам поведать много любопытного о завораживающей магии звука.

27. Американские коллекции Кунсткамеры XVIII века.

Морские охотники-алеуты и эскимосы составляли одно целое с каяком, узкой, легкой, закрытой, быстроходной и устойчивой на воде лодкой. Ее деревянный каркас со всех сторон обтягивался кожей морского животного, например, сивуча или нерпы, а сверху оставлялось отверстие для охотника. Отправляясь на промысел, охотник одевал специальный водонепроницаемый костюм, который наглухо прикреплялся к краям отверстия. Остроумное устройство каяка позволяло быстро выравнивать его, если он вдруг переворачивался в воде во время охоты.
Уникальным явлением в культуре алеутов и эскимосов были их деревянные головные уборы: они защищали охотников от водяных брызг и от яркого солнечного света и, конечно, от злонамеренных влияний. Их выдалбливали из куска дерева, прибитого к берегу, потом раскрашивали, украшали бусами, перьями, костяными фигурками, прикрепляли усы морского льва и т.п. Дерево было большой редкостью, труд - долгим и кропотливым, поэтому шляпа стоила очень дорого. Едва ли деревянная шляпа была уютным головным убором, но ее защитные магические свойства перевешивали все неудобства.

28. Американские коллекции Кунсткамеры XVIII века.

Сумочка, украшенная иглами дикообраза, танцевальный жезл и лямка для связывания пленника, - посольские дары, попавшие в Кунсткамеру в XVIII веке. Эти вещи когда-то принадлежали воинственным гуронам - индейскому племени, входившему в группу ирокезов, жившему в северной Америке, в Канаде. Гуронами их назвали французы, которые использовали их как посредников в торговле пушниной с алгонкинами. Сами себя они называли вендат.

29. Южно-американские коллекции Кунсткамеры XVIII века.

В 1791 году португальский ученый Араухо привез в Петербург головной убор из ярких птичьих перьев и ритуальный каменный топор индейцев бороро из Южной Америки. Некогда этот народ занимал огромную территорию бразильского штата Мату-Гросу и сопредельных районов юго-восточной Боливии. Но западная группа бороро вымерла в XIX веке, а остатки восточной сохраняются до настоящего времени.
Подобные головные уборы использовались индейцами бороро на праздниках духов; с их помощью создавались образы мифических персонажей - тотемов, глубинное родство с которыми бороро ощущали. Ритуальный каменный топор тоже имел многообразное применение.

Иллюстрация. Препарат жаба-ага. Южная Америка.
Яд кожных желез использовался индейцами для пропитки стрел.

0

8

Натур-кабинет

30. Аналог минералогической коллекции, купленной Петром I в Германии в 1716 году.

В XVIII веке представления о строении земли были фантастическими. Известный минералог И.Г.Леман, например, утверждал, что "жилы, которые мы обнажаем во время горных работ, не что иное, как побеги огромного ствола, коренящегося в самой глубине земли". Молодая минералогия была наукой описательной. Она еще только пыталась систематизировать материал по сбивчивым внешним признакам. М.В.Ломоносов пытался поставить ее на прочное теоретическое основание.
Занимал его, в числе прочего, и вопрос о происхождении янтаря. Он был хорошо известен на русском севере: его называли там "морской ладан". Как декоративный материал янтарь привлекал внимание двора Елизаветы. В XVIII веке полагали, что янтарь произошел от соединения серной кислоты с "каменным маслом", т.е. нефтью. Ломоносов же пытался доказать, что это невозможно. Свидетелями своей геологической теории происхождения янтаря он сделал мух и других насекомых, заключенных в нем. Ломоносов же обратил внимание и на кристаллическое строение разных ископаемых. Он пытался увидеть связь между внешней формой минералов и их внутренним строением. Ученый выделил пять способов рождения минералов: затвердение, сгущение, зернование, наращивание и проницание. Интересно, что современная наука вполне признает эти процессы, но теперь они называются сложными научными терминами, например, диагенез или коагуляция.

31. Образцы древесины из Сибири.

В число курьёзов входили и так называемые модные "обманки" - вещи, которые "притворялись" не тем, за что себя выдавали, как, например, эти куски древесины, оформленные как книжные тома.

32. Гербарий с подписью лейб-медика Арескина и датой 1709 г.

Лейб-медик Петра, шотландец Роберт Эрскин или, как его назвали в России, Арескин, сам с увлечением собирал российские природные диковинки, называемые naturalia. Когда в 1714 году музей разместился в Летнем дворце и для его обслуживания понадобился специальный штат, Арескину было поручено "главное смотрение" за коллекциями. Собирая травы и следя за их собиранием, он делал потом гербарии. Первый русский гербарий принадлежит именно ему. Оформлялись они в стиле барокко: каждая травинка помещалась в затейливо вырезанной подставке.

33. Модель лодки из гвоздики. Юго-Восточная Азия. XIX век.

Модель лодки сделана из высушенных бутонов гвоздичного дерева, всем нам хорошо известной пряности. Родина гвоздики - Юго-Восточная Азия, именно оттуда и "приплыла" эта чудо-лодка. Для нас гвоздка - всего лишь приправа к еде. Но в древней и средневековой кулинарии и даже позже, когда не было холодильников и не были открыты процессы стерилизации и консервации продуктов, пряности высоко ценились за их консервирующие свойства: они подавляли действие бактерий. К тому же они были ценными лекарствами и входили в состав многих целебных снадобий. Пряности с востока обычно соседствовали с эпитетом "желанные". В иные периоды истории они пользовались, как бы мы сейчас сказали, ажиотажным спросом.

34. Муляжи насекомых, вырезанные из дерева. Япония, возможно XVIII век.

Трудно поверить, что эти насекомые - не настоящие представители живого мира, пойманные и высушенные любознательным натуралистом, а вырезанные из дерева и раскрашенные муляжи. Изготовлены они в Японии. Если не знать, что они были сделаны два века тому назад, то можно принять их за современные сувениры.

35. Коллекция Альберта Себы.

В 1716 году в Голландии было приобретено "Альберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений Ост- и Вест-Индии". В Европе того времени было принято коллекционировать разные диковинки природы - они назывались naturalia - и искусные произведения человеческих рук, artificialia. Коллекционеры называли себя "любителями", и это было действительно так: движущей силой науки того времени было любопытство, а средства на жизнь "любители" зарабатывали иными способами.
Себа, по профессии аптекарь, разделял экспонаты по традиции эпохи Возрождения, т.е. по полезности. Так, например, в зависимости от того, едят растение или им лечатся, оно попадало в определенный раздел. Но выкладывая диковинные узоры из раковин, растений и других природных объектов, он советовался с Линнеем и тем самым разрабатывал новую систематику.

Иллюстрация. Препарат «пипа суринамская».
Большая жаба, обитает на Цейлоне и в Индонезии. Коллекция А. Себы (?).

0

9

Мюнц-кабинет
36. Корейские и японские монеты.

Культура Кореи и Японии развивалась под сильным влиянием Китая. Форма и функции корейских и японских монет также были заимствованы из Китая (см. экспонат № 38).

37. Китайский даосский меч из старинных монет, для изгнания злых демонов.

Даосские маги и гадатели славились в Китае как специалисты, способные уберечь человека от влияния злых духов и неблагоприятного воздействия природных и сверхъестественных сил. Одним из мощных магических "инструментов" был меч, изготовленный из монет, скрепленных через отверстия. Монеты были включены в систему китайских магических символов и глубинно связаны с общекультурным контекстом. На их форму, название и легенды влияли нумерологические классификационные схемы. Все это определяло роль монет как амулетов, оберегов и обусловило их использование в магико-охранительных целях. Меч, сделанный из таких монет, обещал человеку охрану от злонамеренных воздействий и благоприятное существование не только в материальной, но и в духовной сфере.

38. Китайские монеты и орден "Двойного дракона" (голубой степени). XIX век.

В Китае монеты были не обычным средством денежного обращения. Их облик, выбор материала и взаимоотношения между отдельными средствами денежного обращения были продиктованы в первую очередь мировоззренческими соображениями. Основным материалом для изготовления монет на протяжении почти всей истории императорского Китая была медь. К меди сохранялось особое отношение как к единственному металлу, стоимость которого всегда неизменна и не зависит от рыночной конъюнктуры как в случае с драгоценными металлами.
Форма монет утвердилась еще в III в. до новой эры: в основном их делали круглыми с отверстиями посередине, круглыми или квадратными. Легенда на лицевой стороне состояла обычно из четырех знаков: два первые, как правило, составляли девиз правления, а два другие - одно из самоназваний монеты, например, "ходячая драгоценность", "тяжелая драгоценность" и т.п. Монеты нанизывали на шнурок; связка монет и служила денежной единицей. Связки могли быть большими или малыми, от 1000 до 500 штук. При весе одной монеты 3,5 г одна связка весила от 3 до 1,5 кг.
Монеты использовались и как сакральные предметы - амулеты, талисманы, носители благой силы. Глубоко символично и изображение дракона на ордене: он вообще играл большую роль в жизни китайцев. Драконы почитались как божества рек и озер, как патроны местности и дома, а кроме того они были олицетворением императорской власти.

39. Бронзовый портрет Петра I, возможно, XVIII век. Работа К. Растрелли.

Портрет Петра Великого выполнен в стиле барокко. Об этом говорит все: богатство костюма и регалий, напряженный разворот тела и головы. Его грозная голова увенчана лавровым венком победителя. Петр на портрете, как и подобает победителю, деспотичен, горделив, мужествен и суров. Талантливый скульптор прекрасно передал силу ума и железную волю первого русского императора.

0

10

физический кабинет
представлен экспонатами 40-47. Представлены приборы для проведения физических исследований.

Анатомические коллекции

48. Коллекция Рюйша.

Гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекция голландского анатома Рюйша. Петр познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого посольства. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах. В этом умении, названном "рюйшевым искусством", голландский анатом оставался непревзойденным и при жизни, и после смерти. Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования трупов взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались живыми. Свои искусные образцы Рюйш хранил сухими или в стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на черном перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, кружевными одеяними. Современники воспринимали их как восьмое чудо света.
Размещение экспонатов Рюйш подчинял старому, аллегорическому способу. Его коллекции демонстрировали популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни. Рюйш считал, что "смерть - это милость, дарованная всемогущим творцом."

49. Тератологическая коллекция: уроды человеческие.

После знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в Кунсткамеру регулярно поступали уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на свет без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры очень высоко, а за их утаивание взимался большой штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и готовили из них экспонаты.

50. Тератологическая коллекция: чучело двухголового теленка.

"Уроды человеческие и животные" собирались по указу Петра со всех концов России, поскольку они "во всех государствах сбираются как диковинки". Часть из них сохраняется и поныне, как, например, этот двухголовый теленок.

Иллюстрация. Скелет сиамских близнецов. Препарат Ф. Рюйша.

0

11

Растения и насекомые Суринама.
Один из рисунков Марии Сибиллы Мериан.

0

12

жутковатый музей,если честно!одного посещения достаточно)

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


Photo Love     Мир вокруг нас: Политика, Общество, События, Культура      Наука:  Физика, Астрономия Биология и генетика Электроника,   робототехника     Музыка Кино ТВ    Психология Философия    Живая и Мёртвая природа    Религия: Христианство Ислам Буддизм Иудаизм другие религии   Пофлудим?     Юмор    ЧТО? ГДЕ? КОГДА?    Для любителей почитать    Игры на форуме

   


Вы здесь » President Club Forum » Мир вокруг нас » Санкт-Петербург. Кунсткамера.