Самые общительные были в клубе  PR'Club!

Был самый демократичный форум RUнета!

Верить начнём! Остальное приложится.

President Club Forum

Объявление

Здесь был Aquasonick

Английский Клуб
PR-English.ru !

Накоплю денег и возрадю его!! :)

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » President Club Forum » Религия » Буддизм


Буддизм

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Буддизм, как мировая религия, делится на две школы - хинаяна и махаяна. Соответственно малая и большая колесницы :)
Хинаяна примечательна отсутствием бога как объекта или субъекта. Вместо него хинаяна предлагает закон кармы и стремление к собственному просветлению.
Махаяна же, являясь более поздней и массовой школой религиозного буддизма, считает просветление себя, жизнь ради себя и своей кармы недостатком, она ставит  объектом, идеалом - жизнь и учение самого Будды и призывает в первую очередь спасать не себя, а других :) это так, кратенько... хы

Что думаем, особенно если разбираемся? ((:

0

2

Махаяна и Тхеравада.
Большая колесница и школа старейшин. От термина Хинаяна сейчас уже отказываются, как от уничижительного по отношению к уважаемой школе. При том, что всякая школа имеет свое место в буддийском Пути.
Тхеравада отличается от Махаяны тем, что в Махаяне вводится практика для мирян. Т.е., если в Тхераваде только монахи идут по пути освобождения, а миряне только по пути лучшего перерождения (накапливают благую карму), то в Махаяне миряне так же могут достигать освобождения (в принципе).
А так же в Махаяне делается упор на институте бодхисаттвы и спасении всех живых существ. Но и в Тхераваде, в принципе, все это есть.

Но это не суть. По идее есть много разных мнений и классификаций и кто только кого как ни называет.

Суть же буддизма В 4х благородных истинах:
1) Все есть неудовлетворенность (дуккха)
2) Есть причины неудовлетворенности.
3) Есть освобождение от неудовлетворенности.
4) Есть путь освобождения от неудовлетворенности.

Эти истины очень глубоки и пронизывают все человеческое существование. Их мало просто прочитать и понять. Буддисты постигают их на протяжении всей жизни. Весь огромный буддийский канон (сотни тысяч сутр) – это разъяснение этих истин. И то, сутры только могут указать на истину, которую человек может увидеть сам, а не являются истиной, как таковой. Поэтому и столько много школ, практик, сутр и направлений буддизма, которые между собой не конфликтуют, потому что всякий метод для разного состояния ума и сознания. А общая цель – освобождение от всякого рода неудовлетворенности и достижение безграничного счастья (нирваны).

0

3

lifeform написал(а):

От термина Хинаяна сейчас уже отказываются, как от уничижительного по отношению к уважаемой школе

Так основная причина отказа от Хинаяны сохранена и в Тхераваде - мирянам Хинаяна не позволяла достигать просветления, только монахам. Когда буддизм стал религией массовой, толпы людей захотели все и сразу - разумеется им больше по духу пришлась колесница большая, чем трудоемкая и ничего не обещающая "здесь и сейчас" малая колесница :) Так что Тхеравада - обычная замена термина... думаю, не продержится долго ))

0

4

Euro-banan написал(а):

Махаяна же, являясь более поздней

Для начала хотелось бы узнать насколько поздно она появилась. Это важный момент.

lifeform написал(а):

Суть же буддизма В 4х благородных истинах:
1) Все есть неудовлетворенность (дуккха)
2) Есть причины неудовлетворенности.
3) Есть освобождение от неудовлетворенности.
4) Есть путь освобождения от неудовлетворенности.

хмм... А эти истины они где прописаны? И вообще... у ислама есть Каран. У христианства Библия, а что у Буддизма?

Кстати пожалуй единственная религия которая мне нравиться как понятие. Мне все нравяться но в этой есть что-то такое сложно объяснимое.
не очень я её понимаю.

0

5

Aquasonick написал(а):

Для начала хотелось бы узнать насколько поздно она появилась. Это важный момент.

Окончательное формирование махаяны относится к первым векам нашей эры и связано с именами Нагарджуны (III в.), Асанги (IV в.), Ахвагхоши, Васубандху (V в.).
Нагарджуна основал школу Мадхъямика ("Срединное учение"), а Асанга и Васубандху развили положения школы Йогачара ("Практика йоги").
Расцвет махаяны в Индии - середина первого тысячелетия нашей эры. Из Индии махаяна распространилась в северные страны и утвердилась в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири, получив название "Северного буддизма".
Самые значительные философские школы махаяны: Мадхьямика и Йогачара.

Aquasonick написал(а):

хмм... А эти истины они где прописаны? И вообще... у ислама есть Каран. У христианства Библия, а что у Буддизма?

Основные положения учения махаяны излагают три главных трактата: "Сутра Лотоса благого Закона" (Сад-дхарма-пундарика-сутра), "Сутра видения Чистой Земли" (Сукхавати-вьюха-сутра) и "Сутра Совершенной Мудрости" (Праджня-парамита-сутра).

http://i76.photobucket.com/albums/j12/Baron_von_Gede/472dfd4f.jpg

P.S.
Один из доревлюционных исследователей буддизма как-то назвал Махаяну "совершеннейшим извращением буддизма". Согласно легенде, Будда однажды сказал ученикам, что его учение в первозданном виде просуществует 500 лет, а затем будет искажено и утрачено (сам Просветлённый связывал это с открытием женской монашеской общины; позднее такая практика не прижилась). Махаяна как раз и расцвела пышным цветом в I - II веках н.э. в результате раскола буддийских общин. В Махаяне фигура Будды обожествляется, ему придаётся как бы статус верховного духовного существа; при этом он отдаляется и становится "недостижимой вершиной", а на первый план выступают боддхисаттвы. Таких фигур не знало учение Просветлённого, не знает его и традиция Тхеравады (или "Хинаяны", как презрительно называли это течение махаянисты). Махаяна существует во множестве вариантов, тибетский буддизм - лишь один из них. Все течения роднит то, что в основном они в бОльшей степени опираются на позднейшие сутры, нежели на палийский канон. Различия же проявляются в характере смешения буддийских постулатов с национальными добуддийскими верованиями ( в частности, тибетский вариант находится под сильным влиянием добуддийской религии бонпо).

Есть очень хорошая книжица Дамьена Кеоуна "Буддизм", там есть краткий, но довольно грамотный обзор махаянических течений в современном буддизме.

Отредактировано Ищущий (2007-01-27 18:42:43)

0

6

в будизме не сильна, но прочла одну книгу о дзенбудизме и учении Лао Цзы... была потрясена насколько это мое... а вот Конфуций такого впечатления не произвел. В свете вышесказанного уважаемыми, созрел вопрос, а какое место Лао - Цзы и Конфуций занимают в будизме, как мировой религии?

0

7

Даосизм и конфуцианство в наши дни

      Дело Лао-Цзы  после  его  смерти  было  продолжено  двумя  знаменитыми философами – Ле-Цзы и Чжуан-Цзы. Они  систематизировали  даосскую  концепцию миропонимания  в  своих  фундаментальных  трудах.  У  Чжуан-Цзы  мы  находим высказывание: «Тот, кто  познал Дао,  непременно  постигнет  закон  природы; постигший  закон  природы,  непременно  овладеет   умением   соответствовать положению [вещей]; овладевший умением соответствовать положению  [вещей]  не станет вредить себе из-за  вещей,  человека  совершенных  моральных  качеств огонь не может обжечь, вода – утопить; ни холод, ни жара не могут  причинить ему вреда; ни птицы, не звери не могут его погубить»[21].  Это  своего  рода итог,  обобщение  даосского  мировоззрения.  Позже  имела  место   концепция даосской  йоги,  смыслом  которой  было  достижение  бессмертия  посредством совершенствования и накапливания внутренней энергии.
      Ныне даосизм, конечно, не забыт, но, тем не менее, все меньше и меньше людей, как в Китае, так и по всему миру, становятся его приверженцами.  Оно, в  целом,  понятно,  так  как   в   мире   господствуют материалистические настроения, никому, в  принципе,  нет  дела  до  самопознания  и  расширения своего сознания.
      Последний, но очень неудачный опыт имел место в 1960-е годы  в  США  и Европе  в  эпоху  хиппи.  Тогдашнее  повальное  увлечение   психоделическими наркотиками, в особенности ЛСД имело именно духовную подоплеку. В  сущности, это  были  люди,  уставшие  видеть  мир  в   будничном   свете.   Абсолютное большинство оказались к этому не готовы к  расширению  сознания  и  в  итоге очутились в психбольницах. А на стыке веков вообще не понятно,  осталось  ли что-то духовное в людях.
      Конфуций же был и есть намного востребованнее, чем  Лао-Цзы,  так  как его учение не предполагало полного  отрешения  от  реальности,  чего  многие люди  просто  боялись. Многие  поучения  Конфуция   звучат   на   удивление современно даже сейчас, например: «Когда под небесами следуют пути, будь  на виду, а нет пути – скрывайся. Стыдись стать бедными  и  незнатным,  когда  в стране есть  путь;  стыдись  стать  знатным  и  богатым,  когда  в  ней  нет пути»[22].
      В XVIII веке философы  эпохи  просвещения  предрекали  наступление  на Земле в скором времени Царства Разума и Добра.
      В  XIX  в.  позитивистски  настроенные  мыслители  искренне  верили  в мессианское  предназначение  науки  в  деле   достижения   справедливого   и высокогуманного общества, прогресс науки с неизбежностью  должен  был  снять все острые социальные проблемы.
      Ну а в XX - начале XXI вв.  нам суждено было с горечью  пережить  крах этих  прекраснодушных  иллюзий  и  заблуждений.  Наше  время  доказало,  что человеческий разум и добро, вопреки мнению Сократа, вещи  не  тождественные.
Более того, сейчас они даже несовместимые и взаимоисключающие.
      Развитие науки не явилось решением  социальных  проблем,  назревших  в обществе, оно наоборот усугубило их, резче выявив  противоречия,  заложенные в основе современной цивилизации.
      Основное  противоречие  –  нарастающий   разрыв   между   техническими возможностями человека и его нравственно-духовным уровнем. То  есть,  примат материи над сознанием – то, чего больше всего боялся учитель Кун.
      Арнольд Тойнби считал, что, рассматривая историю  культур,  правомерно говорить  лишь  о  прогрессе  нравственных  задач,  но  не  о   нравственном прогрессе человеческой  природы.  С  этим  утверждением  можно  соглашаться, можно не соглашаться,  но  история  человечества  все  явственнее  дает  нам понять, что это именно  так,  за  редчайшим  исключением.  Учитель  Кун  был именно таким исключением.
      Говоря о европейской культуре, можно отметить,  что  все  нравственные ценности были заданы христианством.  Но  разве,  согласно  христианству,  не «Бог есть любовь»? И разве любовь  не  есть  добродетель,  высшее  из  благ, согласно Конфуцию?
      Однако европейская  культура  гналась  за  техническим  совершенством, пренебрегая нравственностью. И что в итоге? Мы получили в свое  распоряжение оружие огромной разрушительной силы, но разве мы готовы к этому  нравственно и духовно? Многочисленные войны и  нарастающая  агрессия  человечества  дает отрицательный ответ.
      Средства провозгласили себя  целями,  и  мы  стали  заложниками  нашей высокоразвитой научной мысли.
      Когда  известные  западные  философы  анализируют  кризисные   явления культуры,  то  речь  идет  либо  о   ситуации   восстания   масс,   либо   о морфологических соответствиях нашего времени закату александрийской эпохи  с ее развратом и пренебрежением нравственностью.  Все  это  свидетельствует  о глубинном сдвиге  в  человеческой  психологии.  Как  же  далеко  современное общество от нравственных идеалов Конфуция!
      Знаменитый психолог Карл Густав Юнг  вспоминал,  как  он  был  изумлен утверждением индейцев пуэбло, что все американцы –  сумасшедшие.  На  вопрос Юнга, почему они так считают, они ответили, что американцы  думают  головой, а все нормальные люди думают сердцем.
      Кстати, в эпоху Конфуция в Китае существовало выражение  «синь  шу»  - «техника сердца». Владение  синь  шу  обеспечивало  доверие,  искренность  и радушие  между  людьми.  Где  теперь  все  это?  Было  перемолото  жерновами цивилизации.

Прочитать весь текст можно здесь:
http://www.ref.by/refs/90/38309/1.html

Наст. имя Ли Эр. Автор др.-кит. трактата "Лао-Цзы" (древнее название "Дао дэ цзин", 4-3 вв. до н.э.), канонич. соч. даосицизма. Осн. понятие - дао, к-рое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние ( у вей): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель - мудрец должен, отвергнуть роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали.

Из многих тысяч книг, написанных в Китае, одна, вероятно, переводится и читается за пределами страны наиболее часто. Это тоненький томик, написанный более двух тысяч лет назад и известный как "Лао-цзы" или "Дао де цзин" ("Классический путь и его сила"), который является главным текстом, на котором основана философия таоизма.

Он представляет собой тонкую книгу, написанную необычным загадочным стилем и имеющую много интерпретаций. Основная идея касается Тао, что обычно переводится как "путь" или "дорога". Но общая концепция несколько туманна, поскольку "Лао-цзы" начинается словами: "Дао - слово, которое можно произнести, - не вечное Дао; имя, которым можно назвать, - не вечное имя". Тем не менее мы можем сказать, что Дао примерно означает "природа" или "естественный порядок".

Даоизм придерживается точки зрения, что отдельный человек не должен бороться против Тао, а приспосабливаться к нему и работать с ним. Активное стремление получить или проявить власть не столько аморально, сколько глупо и бессмысленно. Дао нельзя победить. Каждый вместо этого должен стараться жить в согласии с ним. (Даоисты могут отметить, что вода, которая мягка, не имеет формы, спокойно течет в низкие места, подчиняется без сопротивления даже слабой силе, тем не менее является разрушительницей и с годами стачивает твердые скалы.)

Для отдельной личности обычно подходят простота и естественность. Насилия следует избегать, так же как жажды денег или славы. Человеку следует не стремиться изменить мир, но уважать его. Для правительств также обычно более мудрым курсом является неактивная политика. Уже существует слишком много уставов. Проведение новых законов или грубое усиление старых, как правило, делает положение вещей только хуже. Высокие цены, программы амбициозных правительств, военные действия - все это противоречит духу таоистской философии.

Согласно китайскому преданию, автором "Лао-цзы" был человек по имени Лао-Цзы, который, как говорят, жил в одно время с Конфуцием. Но Конфуций жил в шестом веке до нашей эры, а по стилю и содержанию, как считают некоторые современные ученые, "Лао-цзы" был написан раньше. О дате создания книги идут серьезные споры. (В самом "Лао-цзы" не содержится ни одного упоминания о личности, месте, дате или историческом событии.) Однако очень хорошо подходит 320 год до нашей эры - ошибка может быть плюс-минус четыре года, а может и меньше.

Эта проблема приводит к большому числу споров о датах жизни - и даже о существовании самого Лао-Цзы. Некоторые верят преданию, что Лао-Цзы жил в шестом веке до нашей эры, и, следовательно, заключают, что он не писал "Лао-цзы". Другие ученые считают его простым героем легенды. Точка зрения, принятая меньшинством, заключается в следующем: 1) Лао-Цзы был реальной личностью, автором "Лао-цзы"; 2) он жил в четвертом веке до нашей эры; 3) история, будто Лао-Цзы был современником Конфуция, выдумана и была сфабрикована последующими таоистскими философами с целью придать этому человеку и его книге престиж.

Стоит отметить, что из ранних китайских писателей ни Конфуций (551-479 год до нашей эры), ни Мо-Цзы (V век до н.э.), ни Мэн-цзы (371-289 год до н.э.) ни разу не упомянули ни о Лао Цзы, ни о Тао Те Чинг, но Чжуан Цзы, важный таоистский философ, который творил около 300 года до н.э., постоянно вспоминал о нем.

Поскольку даже само существование Лао Цзы спорно, нам следует осторожно относится к биографическим подробностям. Но есть достоверные источники для следующих утверждений: Лао-Цзы родился и жил в северном Китае. Часть своей жизни он был историком или управляющим официальных архивов, вероятно, в Лояне, столице династии Чжоу.

Лао-Цзы - не настоящее имя этого человека, а скорее всего титул, в переводе означающий примерно "старый мастер". Он был женат и имел сына по имени Цанг. Впоследствии Цанг стал полководцем в округе Вэй.

Хотя таоизм начинался как в основном мирская философия, из него в конце концов развилось религиозное течение. Но в то время как таоизм как философия продолжал базироваться прежде всего на идеях, выраженные в "Лао-цзы", таоистская религия вскоре стала обрастать большим количеством сверхъестественных преданий и обычаями, которые имели мало общего с учением Лао-Цзы.

Если допустить, что Лао-Цзы являлся автором "Лао-цзы", его влияние на историю огромно. Его книга очень небольшая по объему (меньше шести тысяч знаков на китайском языке, то есть размерами почти с один газетный лист!), но содержит много пищи для размышлений. Целый ряд таоистских философов использовали ее как отправную точку для собственных идей.

На Западе "Лао-цзы" - гораздо более популярное произведение, чем труды Конфуция или любого из его последователей. Опубликовано сорок английских переводов этой книги - больше, чем любой другой, кроме Библии.

В самом Китае в целом доминирующей философией является конфуцианство, и там, где возникает четкий конфликт между идеями Лао-Цзы и Конфуция, китайцы придерживаются мнения последнего. Тем не менее Лао-Цзы уважаем приверженцами Конфуция. Более того, во многих случаях таоистские идеи просто врастают в философию Конфуция и таким образом влияют на миллионы людей, которые не считают себя таоистами. Похоже, таоизм оказывает значительное влияние на китайское развитие буддистской философии, особенно на дзен-буддизм. Хотя лишь немного людей называют себя таоистами, нет ни одного китайского философа, кроме Конфуция, который оказал бы такое широкое и глубокое воздействие на человеческую мысль, как Лао-Цзы.

Литература:
http://www.chinadata.ru/daoism_2.htm
http://www.philosophy.ru/library/asiati … aotzy.html
http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?i … amp;sait=3

0

8

Ищущий, благодарю за столь подробное обьяснение.

0

9

Lala
Не за что... Текст написан не мной... =)

0

10

я догадалась... :)

0

11

p.s.
Неплохие книги по Дзен-буддизму (судя по отзывам; сам не читал):

Дайсэцу Судзуки "Основы Дзэн-Буддизма"
Сэкида Кацуки "Практика Дзэн"

0

12

lifeform написал(а):

Суть же буддизма В 4х благородных истинах:
1) Все есть неудовлетворенность (дуккха)
2) Есть причины неудовлетворенности.
3) Есть освобождение от неудовлетворенности.
4) Есть путь освобождения от неудовлетворенности.

Буддизм - довольно древняя религия, сводящая смысл существования человека в основном к борьбе с собственными желаниями.
Это, в общем-то, правильная мысль, но, пожалуй, это борьба со следствиями, а не с причинами. Поэтому буддизм, получается, лежит как бы в преддверии других, более всеобъемлющих религий.
Буддизм борется, так следует, с самим божественным механизмом совершенствования человека, а не с тем, на исправление чего именно направлено действие.
"Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями" (Кавказская пленница) - так, кажется?

Ищущий написал(а):

Средства провозгласили себя  целями,  и  мы  стали  заложниками  нашей высокоразвитой научной мысли.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»


Photo Love     Мир вокруг нас: Политика, Общество, События, Культура      Наука:  Физика, Астрономия Биология и генетика Электроника,   робототехника     Музыка Кино ТВ    Психология Философия    Живая и Мёртвая природа    Религия: Христианство Ислам Буддизм Иудаизм другие религии   Пофлудим?     Юмор    ЧТО? ГДЕ? КОГДА?    Для любителей почитать    Игры на форуме

   


Вы здесь » President Club Forum » Религия » Буддизм